Гнездовая жизнь.
- Сергей Байдак
- 11 июн. 2019 г.
- 8 мин. чтения
Птицы не так свободны, как это может показаться на первый взгляд и как это представляет себе большинство несведущих. В период гнездования каждая пара занимает определенную территорию, называемую участком. Границы таких участков, сложившиеся при их занятии, свято блюдут все особи вида, проживающие по соседству, а если где-то и предпринимаются попытки вторгнуться в чужие пределы, то хозяева незамедлительно изгоняют пришельца. Случается однако, что нарушитель проникает вглубь занятого участка и пытается захватить его силой. В таких случаях происходят ожесточенные схватки, при которых только перья во все стороны летят. Часто можно наблюдать подобные драки у самцов черных и певчих дроздов, зябликов, и т. д. Однако, никогда дрозд не вступает в сражение, скажем, с синицей. Птицы охраняют свой участок только от особей того же вида. Если бы на одном месте загнездились три или более пар, например, синиц, то они не нашли бы здесь достаточно корма для своих птенцов, за которым на большие расстояния от гнезда они не летают. Каждая пара поэтому занимает собственный участок, где она может собирать пищу без конкурентов и смело выводить птенцов.

Вместе с тем, особи разных видов, не будучи кормовыми конкурентами, могут без взаимных конфликтов осваивать одну и ту же территорию и добывать себе пропитание по соседству. Например, дрозд ищет пищу преимущественно на земле, синица собирает ее в ветвях деревьев, а пищуха добывает корм в трещинах древесной коры. Размеры гнездовых участков варьируют даже у одного вида в зависимости от обилия корма и площади биотопа, в котором располагаются гнездовые участки. В садах они могут быть меньших размеров, в глухих лесах — больших. Естественно, что мелкие птицы имеют меньшую «жилплощадь», чем более крупные, например, дятлы. Самые обширные гнездовые территории у крупных хищников. Участок певчих птиц имеет периметр от 40 до 70 м, причем гнездо вовсе не обязательно располагается в его центре. Дуплогнездники, например, целиком зависят от наличия деревьев, пригодных для устройства в них дупел, или таковые уже имеющих. Развешивая искусственные гнездовья на определенном расстоянии друг от друга, человек может помочь таким видам в распределении гнездовых участков.
Некоторые птицы, в том числе и певчие, живут колониально. Их гнезда теснятся в непосредственной близости друг от друга или, как у городских ласточек, лепятся в несколько этажей. Гнездовой участок у таких видов сократился до размеров гнезда. Однако, они не вступают в конкурентные отношения из-за пищи, поскольку будучи отличными летунами, собирают корм в воздухе на большой территории, добывая крылатых насекомых над гладью рек и озер иногда в нескольких километрах от своего дома. Вместе с тем, колониальный образ жизни имеет определенные преимущества. В частности, сообща легче защищать гнезда от врага.
Ласточки, стрижи и другие охотящиеся на лету, насекомоядные птицы — не единственные, гнездящиеся колониально. Большие колонии часто прямо в центре шумных городов образуют грачи, разыскивающие пищу на земле. В таких условиях не прокормиться и нескольким парам этих крупных прожорливых птиц, а потому они вынуждены летать далеко за город, на луга и поля, где еды в достатке для них самих и для птенцов. Галки также нередко селятся во множестве на колокольнях городских соборов или башнях замков, летая ежедневно за кормом в предместья. Но как узнают птицы, что данная территория уже занята? Певчие птицы оповещают об этом пением. Устроившись обычно на возвышенном месте, самец звонкой песней предупреждает своих возможных конкурентов о том, что данный участок больше не является бесхозным. У ряда видов место для устройства гнезда выбирают самцы, возвращающиеся с зимовок несколько раньше самок. Второе назначение песни — привлечь особь другого пола, готовую образовать пару. В некоторых случаях песня служит сигналом угрозы другим самцам. Здоровый и сильный самец, как правило, имеет и более звучную песню, заслышав которую, более слабые соперники часто умолкают. Помимо песни, большинство птиц издает ряд других звуков, типичных для данного вида. Наиболее распространенные из них, служащие для коммуникации между особями как в гнездовое, так и во внегнездовое время, одинаковы у самцов и самок. Некоторые сигналы предупреждают о приближении опасности, другие — выражают страх. Все эти специфичные для определенного вида голосовые реакции являются врожденными, свойственными в равной степени особям, выросшим в неволе и никогда не слышавшим своих родителей. Брачной же песне молодежи некоторых видов приходится учиться у старых, опытных певцов. Ряд птиц (сорокопуты, камышевки) включает в собственную, обычно непримечательную песню, фрагменты из песен и позывки других видов, прекрасно их имитируя.
Некоторые птицы откладывают яйца в небольшое углубление в почве; большинство же устраивает для этой цели гнезда, в которых выращивает потомство. Одни виды, особенно из певчих, возводят прочные и сложные сооружения — настоящие произведения искусства, другие — довольствуются нехитрыми постройками. Дятлы выдалбливают в стволах или толстых ветвях деревьев дупла, на дне которых лежат яйца (без подстилки). Другие птицы отыскивают естественные или брошенные дупла, различные трещины и пустоты, в которых помещают свои гнезда. Некоторые предпочитают кучу камней, норку в земле или расщелину в стене. И только немногие, именуемые гнездовыми паразитами, несут яйца в чужие гнезда. К их числу относится и наша кукушка. У одних видов строительством гнезда занимается самка, у других — оба партнера, у третьих самец приводит подругу в уже готовое гнездо, где ей остается только выстлать лоток. Многие птицы строят гнезда на ветвях деревьев или кустов, иногда хитроумно подвешивая их. Для большинства построек характерна чашевидная форма; есть шаровидные гнезда с боковым входом; бывают в виде длинной трубы. Сооружаются гнезда, как правило, из растительного материала и выстилаются перьями, пухом, шерстью и конским волосом. Нередко используются другие материалы. Так, певчие дрозды обмазывают внутреннюю поверхность гнезда гнилой древесиной; деревенские ласточки и воронки возводят гнезда из мокрой глины и грязи, после чего выстилают лоток перышками, соломинками и т. д.
Гнездостроительный инстинкт — врожденное явление. Первое в своей жизни гнездо молодая птица строит точно так же, как старая опытная особь. Каждый зяблик въет гнездо не только типичной для вида формы, но и сходного материала; все певчие дрозды штукатурят лоток древесной трухой и все пеночки-теньковки устраивают гнездо в форме шалашика. Место расположения гнезда у большинства видов довольно постоянно: у зяблика это ветви деревьев, у дятла — дупла, у пеночки-теньковки — преимущественно земля. Изменения окружающих условий могут, однако, вносить существенные коррективы. Строительство гнезда может занимать несколько дней, после чего самка начинает нести яйца. Мелкие птицы откладывают яйца с интервалом в 24 часа, более крупные — раз в два дня, и даже — через 3—5 дней. Число яиц в законченной кладке у большинства видов довольно постоянно. Так, у голубей их всегда 2, у куликов — 4, у вьюрковых — около 5 яиц, столько же у дроздовых. У видов с варьирующими размерами кладки число отложенных яиц зависит от обилия пищи, т. е. от возможности прокормить большее или меньшее потомство. У синиц, например, в гнезде может быть от 6 до 14 и более яиц.
Одни виды размножаются однажды в году; другие — дважды (дрозды, синицы и др.); известны случаи трехкратного гнездования; домовым же воробьям случается иметь до четырех выводков. Поселившись по соседству с человеком, птицы оказываются в более благоприятных кормовых условиях, чем особи того же вида, живущие в лесу. Поэтому они в состоянии иметь на кладку больше. При всем большом разнообразии окраска птичьих яиц специфична для определенйой группы и даже вида, так что по ней можно, нередко с большой точностью, определить, кому яйцо принадлежит. Так, у обыкновенной горихвостки яйца однотонные небесно-голубые, у воронка чисто белые, у певчего дрозда зеленовато-голубые с мелкими черно-бурыми пятнышками, у скворца они всегда светло-голубые. Иногда цвет скорлупы имеет внутривидовую изменчивость, однако, в определенных пределах. У домового воробья, например, крапинки или пятна, разбросанные по белому фону, могут быть от светло-пепельных до темно-бурых. В большинстве своем яйца закрытогнездящихся птиц (в дуплах и норах) чисто белые. Скрытые от посторонних глаз в течение всего периода насиживания, они не нуждаются в покровительственной окраске. У тех же птиц, которые гнездятся открыто на земле, деревьях или кустарниках, скорлупа яиц пестра и часто сливается с окружающей средой. Такую кладку обнаружить очень трудно. Есть, однако, немало исключений. Так, все голубиные, в том числе и строящие гнезда в низком кустарнике или на ветвях деревьев, имеют чисто белые яйца, как и совы, многие из которых ныне уже гнездятся не в дуплах, а на голой земле. Вместе с тем у дуплогнездников, а также у птиц, занимающих норы и ниши, случаются яйца пестрой окраски. Все это позволяет предполагать у них первоначально иной тип гнездования и относительно недавний переход к жизни в современной обстановке.
Размеры яиц каждого вида варьируют в определенных пределах, что облегчает различение по ним сходно окрашенных яиц разных птиц таких, например, как большая синица и лазоревка. Средняя длина яиц у первой примерно 18 мм, в то время как у второй только 16 мм; однако, самое маленькое яйцо большой синицы имеет в длину 16 мм, а самое большое лазоревки — 17,8 мм. Такие различия в минимальных и максимальных размерах встречаются не часто. Многие птицы приступают к насиживанию, отложив последнее или предпоследнее яйцо; в таком случае вылупление птенцов происходит одновременно. У некоторых видов самка сидит с первого яйца, что приводит к растягиванию сроков появления птенцов. Так, разница в возрасте между младшим и старшим птенцами, появившимися в гнезде с 5 яйцами, откладывавшимися через 2 дня, составит 10 дней. В больших кладках птенцы, вылупившиеся последними, как правило, не выдерживают конкуренции со своими старшими и более сильными братьями и погибают. У большинства видов насиживает только самка, а самец носит ей корм, тогда как у некоторых — оба партнера регулярно сменяют друг друга. Есть и такие, у которых самец лишь изредка участвует в насиживании, или же, наоборот — несет на себе все заботы о потомстве. Последних немного. В качестве примеров можно назвать южноамериканского страуса нанду и кулика — плавунчика.
Продолжительность инкубации яиц у мелких воробьиных 12—15 дней, у птиц средних и крупных размеров — около 20—30 дней; есть наконец и такие, которые сидят на яйцах до 80 дней. Для каждого вида инкубационный период более или менее постоянен. Отклонения на 2—3 дня у мелких птиц могут быть обусловлены такими внешними факторами, как температура и влажность. Так, грач насиживает 17—20 дней, дрозд 12—13, и лишь в исключительных случаях до 16 дней. Птенцы освобождаются от скорлупы яиц самостоятельно, разбивая ее с помощью «яйцевого зуба» — рогового выроста рамфотеки надклювья. Этим выростом они как бы «вспарывают» скорлупу по окружности, после чего образовавшаяся «крышечка» отваливается. Это образование вскоре после вылупления отпадает.
По типу развития всех птиц условно разделяют на птенцовых и выводковых. К первым относятся — воробьиные, дятловые, голуби, ко вторым — утки, гуси, куриные. У птенцовых видов птенцы появляются на свет беспомощными, голыми или слабоопушенными, с закрытыми глазами и слуховыми проходами. Они всецело зависят от своих родителей вплоть до вылета из гнезда и не теряют связь с ними некоторое время и после, продолжая получать корм. Птенцы дроздов, например, покидают гнездо, еще не научившись летать. Какое-то время они держатся на земле, куда с пищей для них прилетают старые птицы. Часто случается видеть дроздят бегающими по земле, что отнюдь еще не означает, что, как иногда полагают, они выпали из гнезда. У выводковых птенцы появляются на свет хорошо развитые, способные с первого дня следовать за родителями и самостоятельно брать корм. Однако, взрослые особи продолжают опекать их: отыскивают и указывают пищу, согревают, прикрывая своим телом и крыльями в ночное время или при неблагоприятной погоде, защищают от врагов. Таким образом, даже такие самостоятельные птенцы, как у перепела и куропатки, определенный период нуждаются в родительской любви и заботе. Ряд видов занимает как бы промежуточное положение между выводковыми и птенцовыми. Их птенцы, появившиеся на свет в густом опушении, или беспомощны (совы и хищники), или же способны самостоятельно передвигаться по земле и воде (козодои, чайки), но долго выкармливаются родителями.
Только в одной группе экзотических птиц молодые совершенно самостоятельны с момента выхода из яйца; они даже не знают своих родителей. Это большеноги, или сорные куры, жители Австралийской области. Свои яйца они откладывают в громадные кучи гниющих растений, или закапывают в теплый вулканический пепел и песок. При этол1 необходимая для инкубации яиц температура поддерживается самцом, который постоянно регулирует толщину почвенного слоя.
Став самостоятельными, молодые покидают гнездовой участок, тогда как родители сохраняя привязанность к «домашнему очагу», нередко приступают ко второму циклу размножения. Весной следующего года в тех же местах нередко можно увидеть знакомую парочку, в то время как впервые гнездящаяся молодежь занимает новую территорию. У некоторых видов молодые остаются при родителях вплоть до весны следующего года, т. е. до брачного периода, образуя в конце лета или ранней осенью стаи, кочующие в окрестностях. Однако, большинство молодых гибнет на первом году жизни. Например, у больших синиц до первой весны их доживает только 13 %, у горихвосток — 30 %. Высока смертность и среди старых птиц. Этим и обусловлен приблизительно один уровень численности, сохраняющийся в природе, если птиц не постигнет неожиданная катастрофа, скажем резкое похолодание в середине весны. Человек также нарушает природное равновесие, вторгаясь в жизнь птиц, в особенности — разоряя их гнездовья. Охрана птиц таким образом является обязательным условием, если мы хотим видеть рядом эти удивительно милые и в большинстве своем полезные существа.